Опять смерть в школе. Введут ли систему, спасающую учеников во всем мире?
6 апреля в башкирском городе Октябрьский в школе умер восьмиклассник. Такие новости приходят все чаще. Но в этот раз есть отличия.
14-летний подросток погиб не на уроке физкультуры, как это бывает, а на перемене. Но де факто тоже занимался физкультурой — боролся со сверстником. Свидетели утверждают, что драки не было. «Ребята хулиганили, просто играли», — заявила уполномоченный по правам ребенка республики Ольга Панчихина.
Смерть по расписанию
Подростки боролись, один потерял сознание. И дальше все как по писаному: вызвали скорую помощь, приехала быстро, через 8 минут, попытки реанимации результата не дали, констатирована смерть.
Можно ли как-то прервать этот порядок действий, чтобы финал был позитивным?
«Можно, и хорошо известно, как это сделать, — говорит aif.ru детский кардиолог, профессор, председатель научного совета общественной организации “Хрустальное сердце” Леонид Макаров, он много лет изучает эту проблему. — В странах, где этим занимаются серьезно, спасают половину детей. Для этого в школах ряд сотрудников, а порой и старшеклассников, обучают простым приемам первой помощи. Как делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Это же было бы целесообразно ввести и в курс ОБЖ для школьников. Часто этого бывает достаточно, чтобы завести сердце и спасти ребенка».
Наши враги — страх, неорганизованность и безразличие
«Но у нас обычно поступают иначе, — продолжает Макаров. — Вызывают скорую, она по нормативам должна приехать не позже, чем через 20 минут. Но после остановки сердца есть только 10 мин., чтобы его завести. Кстати, в данном случае утверждают, что скорая приехала быстро, через 8 мин. Но пока ее вызывали, принимали вызов и т. д., скорее всего прошло больше 10 минут.
Очень многих детей спасали бы, если бы люди умели оказывать первую реанимационную помощь и не опасались это делать. Но многие боятся. И как показывает опыт, не зря. Были случаи, когда их обвиняли в том, что они проводили массаж сердца неправильно и что это могло способствовать трагическому финалу.
Вторая проблема — обеспечение школ автоматическими наружными дефибрилляторами (АНД). Пользоваться ими при необходимости будут те же люди, которых обучат первым приемам реанимации. Аппаратов не нужно бояться, они не могут навредить, на то они и автоматические. Есть мировой опыт, показывающий, что они спасают жизни и безопасны. Ведь такие дефибрилляторы есть в большинстве школ США и Европы, а из наших соседей они установлены во всех школах Астаны в Казахстане. Почему эти страны могут их применять, а мы — нет?
Чтобы это внедрить, необходимы поправки в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Они подготовлены с нашим участием уже много лет назад, однако несколько созывов Госдумы не могут их принять».