Cиндром смертельного бездействия
Школьницу, внезапно умершую на уроке физкультуры, можно было спасти
В Санкт-Петербурге 14 марта на уроке физкультуры произошла трагедия – умерла семиклассница. Эксперты уверены: девочку можно было спасти. Как и сотни других таких же детей. Ей было всего 14. Девочка из хорошей семьи, училась на отлично, играла на скрипке… В тот злополучный день, когда начался урок физкультуры, она вместе со всеми вышла на разминку, бежала «змейкой». В какой-то момент отошла в сторону – и потеряла сознание. По словам одноклассников, перед этим девочку трясло, она побледнела. За школьницей приехал реанимобиль. Но спасти её уже не смогли…
В поисках виноватых
Сразу после трагедии было высказано немало обвинений. Врачей упрекали в том, что они своевременно не выявили опасную болезнь. Педагогов – в том, что не освободили слабую здоровьем девочку от физкультуры. Досталось даже родителям: мол, не сообщили о болезни дочки в школу, чтобы к ней там относились с особым вниманием.
«Правильны ли призывы к родителям не скрывать от школы проблемы со здоровьем у таких детей? – задаётся вопросом детский кардиолог, д. м. н., профессор, председатель научного совета общественной организации «Хрустальное сердце» Леонид Макаров. – Правильны, но недостаточны. Допустим, у ребёнка нашли заболевание, чреватое синдромом внезапной детской смерти. Родители сообщили об этом администрации учебного заведения. Почти наверняка школа, желая исключить все риски для жизни ученика, попытается перевести его на домашнее обучение «от греха подальше». Но это будет психологическая травма для ребёнка. А ведь при большинстве таких заболеваний можно спокойно посещать школу, испытывать умеренные физические нагрузки, заниматься физкультурой. Конечно, при условии правильного лечения и соблюдения рекомендаций врачей».
Тем временем в сеть просочилось название болезни, которой страдала погибшая школьница, – гипертрофическая кардиомиопатия.
«Диагноз пока не подтверждён официально, но такая болезнь действительно может приводить к нарушению ритма сердца и в конечном счёте к его остановке. Причём как у детей, так и у взрослых, – говорит детский кардиолог, д. м. н., профессор Вера Комолятова. – Это редкое наследственное заболевание, обусловленное генетическими мутациями. От их характера и зависит течение недуга. Чтобы избежать трагического исхода, важно своевременно выявить болезнь и начать лечение. Оно включает приём лекарств и при необходимости установку кардиовертера дефибриллятора. Этот прибор постоянно отслеживает ритм сердца, и в случае, если запускается опасная аритмия, генерирует электрический разряд, который её гасит. Уровень физических нагрузок определяется врачом. Но соревновательный спорт при таком диагнозе точно запрещён».
Законодательством не предусмотрено
По словам Комолятовой, есть ещё ряд наследственных заболеваний, при которых возникают аритмии, вызывающие остановку сердца. «Принципиально их можно разделить на 2 группы – кардиомиопатии иканалопатии. Кним относятся синдромы удлинённого или короткого интервала QT (нередко это видно на ЭКГ), катехоламинергическая желудочковая тахикардия, синдром Бругада, аритмогенная кардиомиопатия правого желудочка, гипертрофическая кардиомиопатия. К сожалению, у нас в стране они выявляются не так часто. Болезни эти ещё окончательно не изучены, поэтому педиатры, врачи общей практики и даже кардиологи зачастую плохо в них разбираются. Для борьбы с этими недугами во многих странах организуют специализированные медцентры».
Порой первым и последним проявлением болезни становится внезапная смерть. «Когда ребёнок на занятиях падает и у него останавливается сердце, учитель физкультуры, школьная медсестра и другие сотрудники школы не обязаны оказывать ему даже доступную реанимационную помощь, – говорит Макаров. – Это не предусмотрено российским законодательством. Изредка случалось, что ребёнку на месте проводили реанимацию (как правило, компрессию грудной клетки). Делали это просто потому, что хотели и умели помочь. Иногда эти манипуляции оказывались успешными и позволяли сохранить жизнь ребёнку до приезда скорой. Но так бывало редко. Гораздо чаще происходит иначе. Из школы звонят родителям и заявляют: мы вызовем скорую и будем ждать её приезда – потому что, если мы попробуем ребёнку помочь и он умрёт, нас обвинят в том, что мы сделали что-то неправильно».
И опасения работников школы, по словам кардиолога, не безосновательны. Ведь в каждом таком случае Следственный комитет обычно открывает уголовное дело, чтобы разобраться в деталях трагедии. И конечно же, чтобы найти и наказать виновных.
Отложенная неотложка
Получается, вся надежда на врачей неотложки? Слабая надежда, утверждает доктор Макаров: «По нормам, на приезд скорой отводится до 20 минут. Однако уже через 10 минут после остановки сердца, если ничего не предпринимать, возможность спасти ребёнка практически исчезает. Конечно, скорая отвезёт ребёнка в больницу, там тоже предпримут какие-то попытки его реанимировать, но увы… Всё это делается скорее для протокола допросов».
Что делать для снижения случаев внезапной смерти, известно. Ведь эти ситуации возникают во всех школах мира – примерно 1,1 случая в год на 100 тыс. школьников. В России – 1,4 случая внезапной гибели ребёнка на физкультуре на 100 тыс. школьников. Итого – около 200–300 детских смертей ежегодно. Правда, в мире (если брать средний показатель по странам) половину этих детей спасают, а у нас – нет. За рубежом в школах организовывают группы из сотрудников, которых обучают азам первой помощи, нередко этому учат даже старшеклассников. Интересно, что у нас на уроках ОБЖ ребята проходят, как спасать утопающих, как наложить жгут при кровотечении и т. д. Но вот как помочь внезапно упавшему однокласснику, почему-то не объясняют.
«А ещё в каждой школе есть охранники, которым по статусу лицензии положено оказывать такую помощь. Но я не слышал, что они где-то это делали», – добавляет Макаров.
А есть ли дефибрилляторы
Отдельная тема, по словам врача, – автоматические наружные дефибрилляторы (АНД), которые стоят в большинстве школ США и Европы. Есть они, например, и во всех школах столицы Казахстана Астаны. При каждом открытии шкафчика с АНД сигнал автоматически идёт на ближайшую подстанцию скорой, из которой тут же выезжает реанимационная бригада. «Кажется, всё просто. Но почему-то давно подготовленные поправки в федеральный закон № 323, где есть предложения обязать ввести аналогичный порядок и в России, обсуждаются уже не первым созывом Госдумы, напоминает собеседник «АиФ».
«Что надо сделать, чтобы наши дети реже умирали в школах? – продолжает эксперт. – Во-первых, совершенствовать юридическое и материальнотехническое обеспечение первой помощи при остановках сердца в школах. Во-вторых, лучше выявлять и своевременно лечить заболевания с риском внезапной смерти у детей. Но, как показывает мировой опыт, чтобы проблема внезапной смерти детей начала решаться, она сперва должна стать социально значимой для общества».
Александр МЕЛЬНИКОВ,
aif.ru №12, 2023г.