«Хрустальное сердце»: безопасны ли российские школы для жизни детей?
Накануне 1-го сентября вице-президент неправительственной организации по предупреждению внезапной аритмической смерти у детей и подростков «Хрустальное сердце» обратилась к руководителям школ и родителям школьников с просьбой проверить, насколько подготовлены учебные заведения к безопасному обучению и пребыванию там учащихся.
«Отправляя своих детей в школу, мы хотим быть уверенными, что в случае необходимости, им будет оказана своевременная помощь, - говорит Мария Черныш. - Если нельзя открыть двери школы, пока в ней не установлено противопожарное оборудование, то почему не уделяется внимание оборудованию, которое может спасти жизнь в экстренном случае? Речь идёт о внезапной остановке сердца, которое может случиться даже у здорового ребёнка – удар или попадание мяча в область сердца. В такой ситуации необходима помощь в считанные минуты. Скорую, как правило, приходится ждать дольше. Где же в школах автоматические наружные дефибрилляторы (АНД), которыми оборудованы все многолюдные места в Европе и Америке, не говоря уже о детских садах и школах? Каждый год мы теряем от внезапной остановки сердца более 200 школьников по всей стране».
На видео, сделанных в двух школах (американской и российской) хорошо видно, как организованы действия окружающих в момент потери сознания школьника на уроке физкультуры. Алгоритм действий, четко отработанный в американской школе, позволяет спасти подростка с помощью сердечно-лёгочной реанимации и применения автоматического наружного дефибриллятора (АНД). В российской школе, как ученики, так и персонал находятся в замешательстве, упуская драгоценное время. Как результат – гибель школьницы.
«Детский травматизм и смертность от неотложных состояний является серьезной проблемой, - добавляет Леонид Дежурный, главный научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. - Снизить ее можно при своевременном оказании первой помощи. Для этого в 2016 году в Закон «Об образовании в Российской Федерации» были внесены поправки (ст. 41 п. 11), которые предусматривают необходимость обучения педагогических работников правилам оказания первой помощи. В середине марта этого года в Госдуме РФ первое чтение прошел законопроект, вносящий поправки в 31 статью 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. Подготовлена редакция ко второму чтению. Законопроект предусматривает разделение первой помощи на два вида. Базовую первую помощь, оказываемую всеми гражданами, и расширенную первую помощь, оказываемую отдельными категориями подготовленных участников оказания первой помощи. Также проект подразумевает внедрение программы автоматической наружной дефибрилляции создание правил оказания первой помощи, как регламентирующего документа». Второе чтение закона с поправками планируется на конец 2019 года.
Персонал школ по-прежнему боится брать на себя ответственность по оказанию первой помощи, опасаясь привлечения к ответственности. Связано это с тем, что педагогические работники плохо осведомлены о юридической норме «Крайняя необходимость», которая защищает человека, оказывающего помощь от ответственности, даже если в процессе оказания первой помощи был нанесен неумышленный вред. Это обусловливает необходимость как информирования, так и обучения персонала школ правилам оказания первой помощи.
Более подробную информацию можно получить на сайте www.crystalheart.ru , а также по телефону:
+7 (925) 589-66-36 - Мария Черныш, вице-президент региональной общественной организации «Хрустальное сердце».
Внезапная остановка сердца (ВОС) - самая частая и непосредственная причина смерти. Она может произойти при нарушении кровообращения в сосудах сердца, аритмиях, травмах, поражении электрическим током. ВОС может происходить даже у самых маленьких детей и подростков в состоянии покоя, во время занятий по физкультуре в школе, спортивных секциях.
Современный Автоматический наружный дефибриллятор (АНД) AED plus — это компьютеризированный, надежный и простой в управлении малогабаритный аппарат (1,5-3кг), помогающий спасателю (как с медицинским, так и без медицинского образования) оценивать ритм сердца, проводить дефибрилляцию и сердечно-легочную реанимацию (СЛР) при остановке сердца. Все действия сопровождаются голосовыми подсказками. При внезапной остановке сердца только половине пациентов требуется разряд, однако всем им необходима сердечно-легочная реанимация (СЛР).
Важно, чтобы «умный» дефибриллятор соответствовал высоким стандартам и мог обеспечить не только дефибрилляцию, но и давать обратную связь о результатах и качестве проводимой сердечно-лёгочной реанимации человеку, у которого прибор оказался впервые в руках.