Детский реаниматолог рассказал, что нужно сделать, чтобы дети перестали умирать в школах
15 сентября 2020 г., Москва. Учебный год только начался, но уже два ребёнка погибли в школах. Общественная организация «Хрустальное сердце» поговорила с педиатром, анестезиологом-реаниматологом, преподавателем курсов инструкторов по базовой реанимации и автоматической наружной дефибрилляции (CPR/AED) Национального совета по реанимации. Олег Юрьевич Попов поделился знаниями об оказании первой помощи детям и дал совет о необходимых мерах безопасности в школах для жизни и здоровья учеников.
1. Первая помощь может понадобиться любому: и взрослому, и ребёнку. Отличается ли оказание первой помощи детям и взрослым? Есть ли крайне принципиальные отличия?
Принципы оказания первой помощи, общепринятые у нас в стране и в мире, предполагают единые правила оказания первой помощи детям и взрослым. Разумеется, некоторые отличия существуют и при обучении правилам оказания первой помощи с потенциальными спасателями эти отличия подробно обсуждаются. Именно поэтому так важно предпринимать максимально возможные усилия для обучения правилам оказания первой помощи не только населения, но и педагогов, спортивных тренеров, других сотрудников, принимающих непосредственное участие в работе с детьми.
2. Может ли ребёнку стать плохо «на ровном месте»? Внешне ребёнок здоров, ведёт здоровый образ жизни и вдруг теряет сознание и падает на школьном дворе? Есть ли скрытые причины и как их избежать, подстраховаться?
Такие ситуации встречаются, но не часто. Чаще, к сожалению, взрослые, находящиеся рядом с детьми (не только родители, но и педагоги детских дошкольных учреждений, школ, техникумов, различных кружков, спортивные тренеры), не знают, на какие признаки или особенности поведения ребенка, например, во время физической или эмоциональной нагрузки, которые могут быть предвестниками серьезной катастрофы, нужно обратить внимание и, соответственно, рекомендовать родителям обратиться к врачу. Именно этому, в том числе, нужно уделять внимание при проведении обучения правилам оказания первой помощи, прежде всего, детям.
3. Кто должен оказывать первую помощь в школе, если у ребёнка случается обморок?
Первую помощь обязан оказать взрослый, под чьим контролем в момент происшествия находится ребенок. Соответственно, в школе - тот педагог, в классе которого находится ребенок. А сам педагог, а это обязанность и его, и работодателя, должен пройти соответствующее обучение и в полной мере владеть техникой оказания первой помощи.
4. Какие существуют проблемы в законодательстве, которые препятствуют оказанию первой помощи и насколько они серьёзны?
Проблем в законодательстве в нашей стране, наверное, к удивлению многих, на самом деле, на мой взгляд не так уж и много. По крайней мере, об этом можно уверенно говорить, имея в виду ту базовую часть мероприятий по оказанию первой помощи, которая сегодня четко регламентирована соответствующим приказом Министерства здравоохранения. Иное дело, что имеются отдельные недоговоренности, например, о включении в эти базовые правила жизнеспасающих технологий, в частности, автоматической наружной дефибрилляции, которые стали общепринятыми в большинстве стран мира. Но и у нас в стране в этом направлении есть положительные сдвиги.
5. Вы проводите обучение, в том числе, учителей. Как они к этому относятся? Приходилось ли кому-то из них оказывать первую помощь ученикам?
В подавляющем большинстве случаев педагоги к этому относятся активно положительно, понимая, какая моральная и юридическая ответственность за несовершеннолетних подопечных лежит на их плечах. И мы, оценивая благодарности, поступающие в наш адрес от обученных нами педагогов, понимаем, что после обучения случаев, когда педагоги оказывают первую помощь на своих рабочих местах, становится даже больше. Как говорят сами учителя, после обучения они чувствуют себя более уверенно, зная, что, кому и когда нужно делать, чтобы оказать помощь и одновременно не навредить детям, которым потребовалась такая помощь.
6. Как обстоит дело с оказанием первой помощи в регионах? Достаточно ли оборудования и обученных людей?
В ряде регионов дела обстоят, по меньшей мере, не хуже, чем в центральных городах, где-то не делается почти ничего. И это не вопрос наличия оборудования и обученных людей. Это вопрос отношения непосредственных руководителей к данному вопросу. Те, кто понимают важность этой проблемы, добиваются хороших результатов. Технологии сейчас доступны в любой точке мира. Вопрос в нашей готовности и желанию принять эти технологии и внедрить их в жизнь.
7. Что необходимо сделать в каждой школе с точки зрения безопасности для здоровья? Чтобы родители были уверены, отправляя детей получать знания, что в случае необходимости, детям обязательно помогут и спасут им жизнь.
Отвечу коротко, чтобы не дублировать ранее озвученное: обучать педагогов правилам первой помощи, в том числе особенностям ее оказания детям и подросткам, максимально активизировать процесс внедрения автоматических наружных дефибрилляторов как жизнеспасающего оборудования в работу детских образовательных и спортивных учреждений, шире информировать население, прежде всего родителей, о важности первой помощи как неотъемлемого элемента нашей жизни.
Более подробную информацию можно получить на сайте www.crystalheart.ru, а также узнать по телефону:
+7 (925) 589-66-36 - Мария Черныш, вице-президент «Хрустального сердца»
Дополнительная информация
По официальной статистике Министерства образования за один учебный год (2016/2017) от внезапной остановки сердца на уроках физкультуры погибло 211 школьников.
Олег Юрьевич Попов - врач анестезиолог-реаниматолог, педиатр. Кандидат медицинских наук. Доцент кафедры неотложных состояний Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России.
Инструктор курсов провайдеров по базовой реанимации и автоматической наружной дефибрилляции (CPR/AED). Преподаватель курсов инструкторов по базовой реанимации и автоматической наружной дефибрилляции (CPR/AED) Национального совета по реанимации.
8 сентября 2020 г. тюменскому гимназисту стало плохо во время бега на уроке физкультуры. Ребенку пытались помочь медработник учебного заведения и две бригады "скорой", однако мальчик умер. (Источник)
4 сентября 2020г., Самара. Была перемена, во время которой учитель английского языка переводила группу детей для занятий в класс, который находился на другом этаже. В этот момент одной из учениц стало плохо, она упала и умерла. (Источник)
«Хрустальное сердце» - региональная общественная организация по предупреждению внезапной аритмической смерти у детей и подростков.
Внезапная остановка сердца (ВОС) - самая частая и непосредственная причина смерти. Она может произойти при нарушении кровообращения в сосудах сердца, аритмиях, травмах, поражении электрическим током. ВОС может происходить даже у самых маленьких детей и подростков в состоянии покоя, во время занятий по физкультуре в школе, спортивных секциях.
Автоматический наружный дефибриллятор (АНД) AED plus — это компьютеризированный, надежный и простой в управлении малогабаритный аппарат (1,5-3кг), помогающий спасателю (как с медицинским, так и без медицинского образования) оценивать ритм сердца, проводить дефибрилляцию и сердечно-легочную реанимацию (СЛР) при остановке сердца. Все действия сопровождаются голосовыми подсказками. При внезапной остановке сердца только половине пациентов требуется разряд, однако всем им необходима сердечно-легочная реанимация (СЛР).